Аудит и консалтинг Развитие бизнес-систем
 |  Воскресенье, 28 апреля
Пресс-центр
Пресс-релизы
РБС в прессе
Публикации сотрудников
Рейтинги
 

«Странно предъявлять какие-то обвинения именно аудиторам»

 
Источник: РБК-daily
Дата: 28/04/2009
Версия для печати

Интервью с генеральным директором Crowe Horwath International Фрэнком Арфордом


Первые финансовые итоги 2008 года показали, что аудиторско-консультационные компании не ощутили в полной мере влияние мирового финансового кризиса. Связано это с тем, что большинство контрактов аудиторы заключили еще в 2007 году. Однако ситуация на рынке аудиторско-консалтинговых услуг с тех пор несомненно изменилась. О тенденциях развития рынка услуг по аудиту и консалтингу и мерах, необходимых для выживания в тяжелых экономических условиях, рассказал ФРЭНК АРФОРД, генеральный директор международной аудиторско-консалтинговой сети Crowe Horwath International.



Фрэнк, как финансовый кризис отражается на бизнесе аудиторов и деятельности международных сетей? Каковы основные тенденции на рынке?



— Как нам кажется, кризис напрямую повлияет на аудиторский бизнес по нескольким направлениям. У компаний среднего масштаба появится возможность привлечь новых клиентов, так как некоторые фирмы начнут обращаться к тем аудиторам, услуги которых дешевле услуг «большой четверки». С другой стороны, все большее количество клиентов будут в целях экономии просить аудиторские компании либо не повышать стоимость аудиторских услуг, либо даже снизить ставки. В итоге аудиторским компаниям будет все сложнее увеличивать свою прибыль.

Сходные тенденции будут наблюдаться и в области консалтинга. Все меньше клиентов готовы тратить деньги на консультационные услуги, соответственно, будет падать выручка консалтинговых компаний. Даже у транснациональных компаний, которые располагают большим капиталом, среди первых шагов по сокращению издержек станет отказ от услуг консультантов. Если в стабильных экономических условиях средняя доля от выручки, которую компании готовы тратить на консалтинг, составляет 10% от чистой прибыли, то сейчас, по моему мнению, бюджет на консультационные услуги будет урезаться на 80—100%.

Однако это не относится к аудиту, так как он является обязательным по условиям национального законодательства. Для любого участника рынка, эмитента ценных бумаг важна история. Прерывать эту историю нельзя, мало того, прекратив эту историю, он поневоле лишит себя возможности привлечения масштабных инвестиций при выходе из кризиса. На мой взгляд, предприятия-эмитенты, котирующиеся на биржах, будут продолжать сотрудничество с международными аудиторскими компаниями.



Повлечет ли мировой кризис изменения на мировом рынке профессиональных консультационно-аудиторских услуг? Какие услуги, на ваш взгляд, станут более востребованными на рынке?



— Я считаю, что, если экономический кризис продлится более года, аудиторские фирмы начнут испытывать все большую потребность в слияниях для покрытия накладных расходов за счет большей доходной базы. В своем желании сократить расходы и снизить стоимость аудиторских услуг малый и средний бизнес будет все чаще обращаться за аудиторскими и консультационными услугами к компаниям среднего уровня. Думаю, что в течение нескольких следующих лет аудиторские компании будут иметь избыточный потенциал, который будет влиять на цены оказываемых услуг. Сами компании будут нанимать все меньше аудиторов, в особенности молодежь с небольшим опытом работы.

В первую очередь в период кризиса востребованными оказались услуги, связанные с антикризисным управлением финансами, активами, реструктуризацией кредиторской и дебиторской задолженности, процедурой реорганизации предприятия. А также все то, что связано с сокращением издержек, созданием резервов, разработкой программ повышения эффективности деятельности предприятий. Востребованными будут услуги в области управления персоналом, особенно оптимизация его численности. Повышенным спросом пользуются услуги по оценке и некоторые другие.



Список организаций, виновных в кризисе, постоянно расширяется. Есть ли часть вины крупных аудиторских компаний, в частности «большой четверки»?



— Аудиторы виноваты в финансовом кризисе так же, как и все участники мировой экономической системы. Хотя мне представляется, что все-таки в меньшей степени, чем другие ее элементы. Нужно было быть белой вороной, чтобы не принимать участие в формировании финансового «пузыря», который надувался в мире.

Конечно, ситуации, связанные с разорением Parmalat, Enron, когда произошел отрыв финансового облика компаний от их реального экономического состояния, повлияли на доверие к аудиторам. Но у бизнеса есть понимание системности кризиса, и странно предъявлять какие-то обвинения именно аудиторам.



Как видит Crowe Horwath International свою миссию на глобальных рынках после кризиса?



— Миссия нашей сети — продолжать утверждение своего бренда на рынке средних международных компаний, предлагая специализированные консультационные услуги в дополнение к основным услугам по аудиту и налогообложению. В настоящее время спрос на консультирование в области корпоративных финансов и рисков не так высок, а вот спрос на налоговое консультирование пока остается на прежнем уровне. Я думаю, что мы будем, как и прежде, ориентироваться на поиск новых клиентов среди компаний крупного и среднего бизнеса.



Сеть Crowe Horwath International меняет бренд, с чем это связано?



— Мы изменили наше название с Horwath International на Crowe Horwath International, так как полагаем, что нам необходимо создать более сильный мировой бренд, который бы подчеркивал приверженность компаний — членов нашей сети безукоризненному качеству услуг в любой точке мира. Многие компании, входящие в нашу сеть, считают отсутствие единого сильного бренда единственной проблемой на пути к росту и узнаваемости на рынке.

Бренд Horwath хорошо известен за пределами США, его не слишком хорошо знают в США. Зеркальная ситуация — с названием и брендом Crowe. Crowe Chizek — одна из крупнейших компаний в США, непосредственно конкурирует с «большой четверкой», а на рынке банковского аудита является лидером. Мы решили, что наилучшим способом создания сильного мирового бренда будет объединение двух названий. Это позволит эффективно продвигать сильный, хорошо узнаваемый бренд на всех рынках.



В России сеть представляет компания АКГ «РБС». Какие критерии были основными при выборе партнера Crowe Horwath International на постсоветском пространстве?



— Выбор компании, которая бы предоставляла нашу сеть в такой крупной и важной стране, как Россия, — это практически выбор партнера для объединения бизнесов. Первый и самый важный критерий — соответствие корпоративных культур и основных принципов ведения бизнеса. Компании, входящие в сеть, должны тесно сотрудничать, обеспечивая единое качество услуг, работая по единым стандартам и методикам.

Crowe Horwath International занимает девятое место среди крупнейших мировых аудиторско-консультационных сетей, практические все региональные компании-члены входят в первую десятку в своих странах. Поэтому и в России мы начали сотрудничество с компанией РБС — одним из лидеров как по объему, так и по качеству широкого спектра оказываемых профессиональных услуг. Теперь мы рассчитываем на более глубокую интеграцию нашего российского партнера в европейский и транснациональный бизнес Crowe Horwath International.



Как вы расцениваете инвестиционную привлекательность России с точки зрения иностранных инвесторов, меняется ли она? В связи с чем?



— Мне кажется, что иностранные инвесторы очень заинтересованы в России и рассматривают ее как страну, которая имеет большой инвестиционный потенциал. На Россию по-прежнему смотрят как на страну с высокими темпами развития бизнеса, хотя текущий экономический кризис заставляет инвесторов более серьезно относиться к принятию решений относительно инвестиций в российскую экономику. Сейчас в распоряжении международных инвесторов находится ограниченное количество финансовых средств, кроме того, существует неопределенность, когда и в какой мере вернется потребительский спрос и как быстро справятся крупные российские компании с экономическим кризисом. Но с этими проблемами в настоящий момент сталкиваются инвесторы во всем мире. Поэтому мне кажется, что в течение ближайшего времени иностранные инвесторы в России будут более осторожны.




Crowe Horwath International — международная аудиторско-консалтинговая сеть занимает 9-е место в рейтинге мировых АКГ, включает 3325 компаний-партнеров в 102 странах с оборотом более 3 млрд долл. в год, численность персонала — более 26 тыс. человек, рост по итогам 2008 года — 21%. Более 50% оборота сети составляют услуги в области аудита, налоговый консалтинг — 21%, управленческий консалтинг — 11%, корпоративные финансы — 2%. В России и странах СНГ сеть представляет компания РБС.






w w w . r b s y s . r u
Новости  |  Компания  |  Услуги  |  Клиенты  |  Пресс-центр    Карьера
Акционерное общество «Аудиторско-консультационная группа «Развитие бизнес-систем».
Телефон: +7 495 967 6838 / e-mail:
© АО "АКГ "РБС". Все права защищены, 2001-2022.